Что может причинить ребенку психологическую травму

В современном обществе все больше оборотов набирает тенденция оградить ребенка от информационного негатива. Родители боятся, что знакомство с «опасным» литературным произведением или мультфильмом нанесет ребенку психологическую травму. В этой погоне за розовыми единорогами в сахарной вате, порой доходит до абсурда. Например, у ребенка забирают краски и карандаши, имеющие цвета от черного до коричневого — «чтобы не испытывал стресс». Каким же образом кроха научится отличать черное от белого, хорошее от плохого?

Что такое психологическая травма для ребенка? Это глубокое эмоциональное потрясение, с которым человек не смог справиться. То есть, он не смог для себя их объяснить и принять; при этом он остался шокирован произошедшим. Самыми распространенными причинами, которые приводят к таким тяжелым последствиям, считают алкоголизм и наркоманию родителей, физическое или психическое насилие. То есть героев сказки или приключенческого фильма может быть очень жаль, но это вовсе нельзя назвать психологической травмой.

«Под запретом».
Все мы были детьми. И многие из нас любили легендарный советский мультфильм «Ну, погоди!» Это история о начале дружбы, о соревновательном интересе, о находчивости. Думали ли мы о том, что это мультик о том, что «волк догонит и съест зайца»? Нет, конечно! Хотелось ли подражать волку, тунеядцу и местами асоциальной личности? Еще раз нет! Несмотря на то, что «в эфире демонстрировались табачные изделия». А ведь сколько споров разгоралось, некоторые инициативные граждане настаивали на запрете знаменитого советского мультика про волка и зайца.

Перечислять «опасные» произведения можно до бесконечности: многие русские народные сказки, «Гадкий утенок» и «Дюймовочка» Ганса-Христиана Андерсена, «Золушка» Шарля Перро, «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, и многие знакомые нам с детства произведения.

Интерес к смерти у ребенка.
Во многих сказках упоминается о смерти героев. Некоторые родители, стараясь оградить своего ребенка от такой негативной информации, пропускают эти эпизоды. Американские ученые пришли к выводу, что делать этого не стоит. У ребенка рано или поздно возникает интерес к смерти.

Он должен понять, что это процесс необратимый.

Малышу старше четырех лет уже можно это объяснить. Необходимо подбирать короткие простые фразы, без «кровавых» подробностей. Тогда кроха будет понимать, почему нельзя обрывать крылья бабочке или жестоко обращаться с котенком.
Добро всегда побеждает.
Следующий этап – ребенок начинает понимать, от кого может исходить угроза, кто может причинить зло. На этом этапе дети охотно слушают сказки о том, как охотники освободили Красную Шапочку и ее бабушку, Иван Царевич победил Кощея Бессмертного и освободил от заклятия Василису Прекрасную. Малыш различает добро и зло, справедливость и беспринципность, отвагу и трусость. Пусть он не всегда знает, как назвать качество героя, который ему нравится, но восторг от торжества добра ни с чем спутать нельзя. Дети восхищаются победителями, хотят быть на них похожи. У малыша должно сформироваться понимание того, что добро, несмотря на трудности и испытания, всегда побеждает зло.

Правильный выбор. Заключительным этапом формирования знаний об опасностях является осознание того, что их можно избежать. Дети любят истории о том, что главный герой был на краю гибели, но благодаря собственной смелости, ловкости и находчивости избежал ее и получил заслуженную награду. Детям нравятся сказки «Конек – горбунок», «Муха – Цокотуха», «Морозко», «Мальчик-с-пальчик». Пройдя все этапы формирования представления о смерти и жизни, добре и зле, ребенок способен прийти к выводу, что жизнь – великая ценность. В этом случае, достигнув подросткового периода, он не станет жертвой игр на выживание, так как у него будут четко сформированы истинные жизненные установки. А закладываются они в основном в возрасте до семи лет.
Значит ли это, что необходимо «потчевать» малыша историями о монстрах с утра до вечера? Конечно, нет. Во всем должна быть золотая середина. Рассказывая сказки, не надо мучительных подробностей беды, но и «украшать» злого героя, смягчать его аморальное поведение не стоит. Пусть у ребенка сформируются правильные представления о том, что зло существует, оно несправедливо и жестоко, но добро всегда победит.